Шикарное интервью Ксении Андреевой с Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой, автором метода Комплексной Сказкотерапии©, доктором психологии, директором Международного Института Комплексной Сказкотерапии

Татьяна Дмитриевна, провокационный вопрос: если Вы считаете себя серьезным человеком, почему занимаетесь сказками, и еще делаете из них какую-то свою терапию?

 

Я считаю, что нет ничего более серьезного в жизни, чем сказки. Все, что связано с живым словом, для меня представляет большую ценность. Каждое слово – мощный инструмент в устах человека. Поэтому я грущу, когда вижу, как люди небрежно относятся к словам и выражениям. Засоряют эфир – и свой и чужой. И радуюсь, когда люди говорят красиво и точно.
В хорошей сказке – все красиво и точно, но… не каждому понятно. Сказки – это шифровки. Сказки – это «чипы» с информацией, к которым нужны свои особенные «коды доступа». Найдешь «золотой ключик» - и откроешь невероятные сокровища. И это не метафора, поверьте.
Чем более серьезным становится человек, тем больше он становится сказочником. Тем чаще ему самому приходится шифровать свою информацию, и тем больше ему самому открывается сказочных шифров с основными формулами Мироздания.
Поэтому я занимаюсь сказками.
А почему делаю из этого свою терапию? Потому что словом, доброй сказкой можно лечить чувства человека, его мысли, убеждения, и даже душу. А когда в голове становятся более здоровыми мысли, появляются полезные идеи, приходят в порядок чувства, становится более здоровым и тело.

1


Вы нередко говорите, что рассказывать сказки, сочинять их – это естественно и нормально. Раз так, то зачем нужна сказкотерапия как самостоятельный метод?

Это вопрос точности слова, точности метафоры. Ведь рассказывать и сочинять можно все, что угодно, и не всегда оно будет полезным.
У каждого из нас есть природная способность рассказывать и сочинять истории. Я не раз убеждалась в этом на личных консультациях и семинарах. Люди писали такие удивительные и точные сказки, и уверяли меня, что это у них первый раз в жизни! Да, конечно, у сказкотерапевта существуют свои способы помощи в сказкотворчестве. И все же недооценивать Природу нельзя.
Зачем человеку дана такая способность? Чтобы осмыслять собственный опыт (то есть работать со своим прошлым) и конструировать свое красивое будущее. Когда мы рассказываем о том, что с нами или кем-то произошло, в нашем прошлом опыте налаживаются связи между событиями и чувствами, прошлое перестает быть набором разноцветных лоскутков, а превращается в красивое одеяло ручной работы. От мастерства рассказчика зависит и красота этого одеяла.
Когда мы сочиняем, а потом рассказываем сказки, где действуем мы сами, и приводим сказку к красивому концу, мы «загружаем» в наше сознание программу нашего будущего.
Видите, такие простые обычные процессы, а какая ответственность на них лежит! Поэтому в наших сочинительствах нужна точность. Чтобы ее приобрети нужно иметь метод. Для этого и нужна сказкотерапия.

 

Какую общественную пользу приносят сказкотерапевты? И какой общественный вред они могут принести своей работой?

Я считаю, что сказкотерапевты приносят огромную общественную пользу. Они одновременно:
- переводчики с языка бессознательного (языка образов и символов) на язык сознания
- дешифровщики сакральных знаний и проводники их к тем, кто в них нуждается
- уборщики грязных мыслей и непроработанных чувств
- посредники в общении взрослых с детьми и взрослых между собой
- эксперты во многих жизненных ситуациях
- миротворцы
И это далеко не все! Труд сказкотерапевта невидим глазу, но ощущается в сердце и голове человека. Не нужно думать, что на нас влияет только видимое глазами и регистрируемое органами других ощущений. Подчас невидимое влияет на нас сильнее, чем видимое. Вспомните радиацию – мы ее не видим, а влияние ее на нас каково! Также и с добрым точным словом. Мы его не видим глазами, регистрируем только слухом и сердцем. Но оно проникает глубоко и пробуждает сердце.
Поэтому я считаю самую главную пользу обществу от сказкотерапевтов – это именно пробуждение сердец. «Зорко только сердце, самого главного глазами не увидишь»… Помните?
Вы спросите меня какая связь между пробужденными сердцами и общественной пользой? Прямая! Сердца спящие умножают в обществе жестокость и прочие пороки. Сердца пробужденные умножают в обществе мир и стабильность. В России все мечтают о процветании, добрых отношениях между людьми, улыбающихся лицах. Но можно ли этого достичь, если большинство людей будут ожесточенными?! Только люди с пробужденными зоркими сердцами смогут привести этнос к процветанию и миру.
А что касается вреда, который мы можем принести обществу… Да, можем. Сказкотерапевт может принести вред обществу ожесточенному, в котором каждый друг другу – волк. Потому что идея зоркости доброго человеческого сердца разрушает «волчью доктрину».

2

 

В основном, к сказкотерапевту идут женщины и дети. Ваш метод «специально для женщин», или мужчина тоже имеет право на пользу от приема у сказкотерапевта?

Да, среди сказкотерапевтов больше женщин и среди клиентов сказкотерапевтов больше женщин. Почему так? Может быть от того, что женщины легче идут на перемены в жизни. Они не боятся показаться слабыми, рассказывая о своих жизненных трудностях. Мужчины предпочитают терпеть до последнего и самостоятельно решать свои проблемы.
Другой момент – не каждый мужчина отважится пойти на прием к женщине-психологу. Мешает «гендерная гордость».
И еще – большинство мужчин считают себя и так профессионалами в области психологии.
Так было. Но сейчас ситуация меняется кардинально. Все больше мужчин обращаются за личной консультацией к сказкотерапевтам. Наверное, нам удалось заработать их доверие.
Сама по себе сказкотерапия очень хороший метод для мужчины, который не хочет «изливать свою душу, выворачивать ее наизнанку». Ведь мы беседуем посредством метафоры, используя «эзопов язык». Так нам удается не задевать мужское достоинство.
Самый известный пример результативности сказкотерапии для мужчины – это история царя Шахрияра. У него была долгосрочная личная терапия у сказкотерапевта под псевдонимом Шехерезада. За три года нашей коллеге удалось излечить царственного клиента от посттравматического синдрома и паранойи. Согласитесь, неплохой результат!

 

Почему сейчас стало так много сказкотерапевтов? С чем это связано, и к чему бы это?

Думаю, потому что это действенный метод. Он работает и им хотят работать. К чему бы это? Надеюсь, к оздоровлении климата в обществе!

3

 

Говорят, что в сказкотерапии уже есть свои школы: питерская, московская… Это правда?

Мне тоже об этом говорили.
Вообще-то сказкотерапия это метод, который раньше некоторые из психологов не знали куда отнести, толи к арттерапии, толи еще к какой-нибудь терапии. А теперь уже говорят о школах сказкотерапии. А ведь школы появляются в некой науке. Что же, сказкотерапия переросла себя как метод, и стала наукой?
Трудно сказать. Думаю, кто говорит о школах, старается разделить территории, сферы влияния, рынки сбыта информации.
Хотя доля пользы в таких разговорах о «школах» в сказкотерапии все же есть. Она дает нам возможность отмежеваться от тех людей, которые некорректно используют сказку. Ведь с помощью сказки можно как вдохновить, так и обременить заблуждениями…
Считайте, что Комплексная Сказкотерапия – это питерская школа.

 

Приведите, пожалуйста, живой пример сказкотерапии в действии.

Извольте. Часто в разных вариациях люди задают вопрос о том, как найти «золотую середину»: в отношениях, в жизни, в воспитании детей.
Часто людям сложно управлять своими чувствами, они то и дело выходят из-под контроля. Нередко человеку нужно уместить в своей голове принципиально разные идеи, как ему кажется… Словом, все пребывают в поисках «золотой середины».
Итак,
Как нам найти Золотую Середину?..
Вопрос поставлен так, что озадачит любого философа. На него ищут ответ все пробужденные люди. И каждый находит свой. Так что остается один путь – искать. Ответ на этот вопрос многогранен, и каждый день будет приносить свой кусочек ответа на него.
А мы с вами давайте попробуем на эту тему сочинить сказку…
Итак, представим себе, что где-то жила и была Середина. И фамилия у нее была подходящая – Золотая. Ведала Середина тайну великую, знала она, где Чувство Меры в душе каждого человека хранится.
Поэтому те, кто свою Меру потеряли, или, наоборот, в других раскрыть ее хотели, - все за советом к Середине приходили.
Каждого Середина встречала приветливо. И в середину горницы на стул усаживала, а сама вон выходила.
Сидел гость на стуле посреди избы и ничего понять не мог! Он-то рассчитывал на беседу задушевную, или какой-нибудь ритуал магический, а тут – нет ничего, да и сама хозяйка испарилась!
Начинал тогда гость на стуле вертеться. Хочет встать и уйти, да не может. То есть вертеться на стуле может, а сойти с него – нет! Что за колдовство?!
А хозяйки, Середины-то нашей, все нет. Кричи – не кричи, ругай ее – не ругай, - все со стулом в обнимку.
Маялся гость так, маялся, и затихал. Обмякал немного, понимал, что есть в происходящем некий смысл. А то, что же, зря в народе Середину «золотой» прозвали?!
- Раз не сойти мне с этого места, значит, на нем и Урок свой я понять должен, - говорил себе догадливый гость.
Как только он эту фразу заветную произносил, так сразу и хозяйка появлялась. Как из-под земли вырастала!
- Вот ты и нашел то, зачем пришел! Чтобы Меру внутри себя обрести, нужно точно СВОЕ МЕСТО знать. У каждого человека СВОЕ МЕСТО под общим солнышком, и сойти с него он не может. Вертеться на нем может, звать на помощь может, дергаться и ругаться, обижаться и волноваться, - все может. Только сойти с него не может. Это ЕГО МЕСТО и есть Мера всех вещей. Точка отсчета, так сказать. Поймешь СВОЕ МЕСТО в мире, пустишь это знание глубоко в свое сердце, - Меру обретешь. Будешь всегда знать, и как себя миру показать, и других не обидеть. Все же, как и ты, на СВОИХ МЕСТАХ сидят. Только кто-то знает об этом, а кто-то даже не догадывается – на чужое все метит, но встать-то со своего не может. Ладно, дружок, или с Миром и Мерой, - так говорила Золотая Середина, провожая гостя.
С тех пор, так повелось, кто свой жизненный путь познает, тот и Меру всех вещей открывает. А кто еще по жизни мечется, тот и себя травмирует и людей обижает.
А как понять СВОЕ МЕСТО, свой путь жизненный? Тут, говорят, тишину надо научиться слушать и сердце свое Богу открыть, тогда и Он твои таланты тебе проявит. Так-то…

4

 

Татьяна Дмитриевна, а кто может стать сказкотерапевтом? Только профессиональный психолог? Или простым смертным тоже дозволено?

Человек с высшим образованием или просто мудрым сердцем может стать сказкотерапевтом. Этому можно научиться, это можно вспомнить. Потому что система подготовки сказкотерапевтов – это система пробуждения сердца и вспоминания того, что уже есть в самой красивой и здоровой части нашего внутреннего существа.
Иногда точное слово, короткая история брошенная мимоходом, может спасти человеку жизнь. Поэтому сказкотерапевтов должно быть больше. Для этого необязательно базовое психологическое образование. Но желательно высшее образование.

 

Поделитесь, пожалуйста, а сколько зарабатывает сказкотерапевт?

Многое зависит от региона, где живет и работает сказкотерапевт. В столичных городах уровень жизни выше и цена консультации дороже. В среднем, консультация сказкотерапевта может стоить от 1000- 3000 рублей. Могу вас заверить, что это очень грамотное вложение средств – в свое психологическое здоровье. Нередко бывает достаточно и одной консультации. Но курс сказкотерапии, действительно, творит чудеса, при условии, что сам клиент активно выполняет задания сказкотерапевта.

 

Расскажите, что это за организация Институт сказкотерапии?
На сегодняшний момент Санкт-Петербургский институт сказкотерапии реорганизован. У него есть два правопреемника. Один на территории России – это Институт Комплексной Сказкотерапии, который возглавляет Надежда Амбросьева. Другой на территории Евросоюза – это Международный Институт Комплексной Сказкотерапии, который возглавляю я. Деятельность российского института осуществляется под научным руководством международного. Российский Институт Комплексной Сказкотерапии – это сообщество региональных центров Комплексной Сказкотерапии и свободно практикующих сказкотерапевтов. Международный Институт Комплексной Сказкотерапии – это методологический и восстановительный центр для всех сказкотерапевтов.
Мы стараемся организовать свою деятельность так, чтобы поддерживать друг друга во всех аспектах жизни, помогать людям и развивать наш метод.

 

Можете ли Вы сходу истолковать какую-нибудь известную сказку?

Сходу могу - «Курочку Рябу». Подойдет?
Снесла курочка яичко. Да непростое, а Золотое…
Вот ведь какая досада! Хотели пенсионеры полакомиться свежим яичком – и то не пришлось!
Перед нами логика отказа от Даров Божьих. Они, дары эти, всегда бросают вызов обывательскому сознанию, аннулируют все стереотипы и ожидания.
А что, если допустить, что Золотое Яичко – это, на самом деле, Жизнь, или Ребенок, или некая способность, талант человека. Словом «нематериальная ценность». Что тогда?
А тогда открывается неприглядная сущность нашей четы пенсионеров. То, что они не знают, недопонимают, просто не могут съесть, - они это пытаются сломать.
Посмотрите и с другой стороны. По сути, Дед с Бабкой пытаются наказать Золотое Яйцо за его непонятность и нефунциональность. Наказать бичеванием… Вот тебе, получи! Бьют его наши пенсионеры до изнеможения. Но разрушить Золотое Яйцо, убить его им не удается… Вот жалость то… Не понимают, бедные, что Бог их от большего греха уберегает…
Золотое Яйцо – Божий продукт. Он не творение рук человеческих, потому эти руки и не могут его уничтожить.
Родители не могут уничтожить своего ребенка. Но травмы нанести бичеванием (физическим, эмоциональным, словесным) могут. Человек не может уничтожить Жизнь, как таковую, но травмировать ее может. Наша экология и качество отношений, - все что нам не нравится, на что мы сетуем, - все это продукты «травмированной Жизни», побитого Золотого Яйца…
Кто-нибудь спрашивал у Золотого Яйца, каково ему быть битому, травмированному, поруганному? Кто-нибудь из деток или взрослых сопереживал Золотому Яичку?
Многие думают, что раз яйцо золотое, значит – неживое, и ему не больно.
А найдутся и такие, которые скажут: «Само Яйцо виновато! Нечего было, рядится в золото! А еще нечего было сопротивляться, надо было делать, что тебе говорят сразу – разбиваться и жариться на сковороде! Поделом ему досталось, непослушному, строптивому, своевольному!»
А за что, собственно было наказано Золотое Яйцо? В чем его вина?
Может быть в том, что оно не оправдало ожиданий Деда и Бабки? Но неужели за такую вину следует такое жестокое наказание?!.
Да, суд человеческий… скор он на расправу…
Перед нами апофеоз «философии наказания»: Золотое Яйцо побито, травмировано. Достаточно одной капли, одного взмаха мышиного хвостика, чтобы оно разбилось.
Кстати, вот интересно, почему-таки разбилось Золотое Яйцо? Неужели удар мышкиного хвостика сильнее удара самого Деда, хоть и пенсионера?! Может, Яйцо разбилось от внутренней боли? Какое золотое сердце выдержит жестокость?
Тяжко золотым сердцам и душам наших детей от жестокости человеческой…
Но вот каков конец сказки: «Не плачь Дед, не плачь, Баба, я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое!» Каково?! Это после всего, что Дед с Бабкой наделали?!. Никакого наказания для них?! Неужели получили «скидку на возраст»? Нет. Просто в конце сказки происходит смена философии. Вместо наказания старики получают Милосердие. «Философия наказания» в сказке заменяется «философией милосердия». Слова Курочки Рябы - это слова Милосердного Сердца. Сердца Утешающего.
Подумайте, Курочка Ряба – мать Золотого Яйца. Дед и Бабка жестоко расправились с ее ребенком. А она не стенает, не мстит, а утешает обидчиков своего дитя… Конечно, сложно такое даже представить, ведь курица всего лишь курица. Хотя… у нас в сказке не простая курица, а Курочка Ряба.
Наша Курочка несет в себе принцип Милосердия. Ей ведомы тайны сердец Деда и Бабки. Они не со зла колотили по Яйцу, а по неразумению. Это их «смягчающее обстоятельство». Вот им Урок – потеря Яйца. Переживите опыт потери, покайтесь, осознайте, что потеряли, и впредь будьте осторожны, внимательны. Вот им и Утешение – простое яичко, да хлеб насущный. Живите и не разрушайте Жизнь, а что вам непонятно будет – просите вразумления себе, не стесняйтесь - спрашивайте.
Это пример другой философии – «философии милосердия».

5

 

Скажите, а какая сказочная мысль ведет Вас саму по жизни?

Все в жизни происходит: «По щучьему веленью, по Божьему произволенью…»

 

Что такое счастье, по мнению сказкотерапевта? И может ли современный человек быть счастлив в этом суетном мире?

Радость и счастье в душе – это признак психологически здорового человека. А что касается мира… Во все времена его называли современники «суетным». Вспомните царя Соломона и его фразу «суета сует»! А ведь в те времена экология была здоровее и по телевизору не гоняли круглосуточно боевики (просто телевизоров еще не было)…
Мы живем в прекрасном мире. Как только мы это увидим, перестанем его засорять, - вот тогда и придет полное счастье.
Мы живем в прекрасные стабильные времена. Вам это скажет любой, знающий человеческую историю. Сравните, как живете вы, с тем, как жили на Руси, допустим в 14 веке. Перенеситесь мысленно на страницы летописей. И возблагодарите Бога, что у вас есть хлеб и кров.
Но прекрасные стабильные времена чреваты тем, что человек начинает лениться и жаловаться. А лень и жалобы – злейшие враги Счастья.
Способность быть счастливым есть внутри каждого человека. Достаньте ее из своего сердца – и пользуйтесь!

 

Верите ли Вы в Судьбу? В то, что человеку «на роду написано»?

Я верю в Бога.
Да, человек приходит в мир с неким «эскизом жизни», Божественными задачами. Часто их называют Предназначением.
Но станет ли этот чудесный эскиз прекрасной картиной, зависит от самого человека, условий его воспитания, окружения.
Многим из нас Богом «на роду написано» быть счастливыми и реализованными. Хотя почему многим?! Всем! Но некоторые легко игнорируют эти записи и ставят на них свои кривые кляксы. Или позволяют другим людям «малевать» на своем холсте.
А есть такие, которые изучают «божественный эскиз» (это называется самопознанием), учатся держать в руках кисть и краски и пишут по этому эскизу Картину Своей Жизни.
Чтобы у вас была надежда, скажу, что «эскиз жизни» испортить нельзя. Всегда можно остановиться и взяться за работу по его очистке. Такую реставрационную работу помогает проводить сказкотерапевт.
Как видите, мы еще и реставраторы «эскизов жизни».

6

 

Что бы Вы пожелали тем, кто будет читать интервью с Вами?

Я пожелала бы бережного отношения к себе. Не жалеть себя, а беречь.
А еще я пожелала бы всем начать описывать свою жизнь как сказку. Это поможет навести порядок во внутреннем мире. А порядок внутренний создает добрые жизненные обстоятельства.

videogos

test

room gifts

vopros-otvet

 

Наши друзья
frog